top of page

Елена Блаватская и калмыцкие ламы

О Елене Блаватской, жившей в XIX веке можно говорить и спорить до бесконечности.О ней написаны тысячи журнальных статей, сотни книг и десятки воспоминаний на всех языках мира. Одни называют её величайшим учёным, исследователем, философом и просветителем. Другие шарлатанкой, мистификатором и авантюристкой.

Почему исследователи творчества и жизненного пути Блаватской практически ничего не знают о её связях с калмыками? - спрашивает Калмыцкая общественная организация по изучению и сохранению ойрат-калмыцкой культуры, языка, традиций, ойратского письма "Билгин Дала - Океан мудрости”

Детские впечатления

А ведь основания для этого есть. И причем не малые. Её дед по материнской линии Андрей Михайлович Фадеев, в 1835 году был назначен Главным попечителем калмыцкого народа и стал жить в Астрахани, где «… под его началом было несколько тысяч (80 тыс. или 100 тыс.) калмыцких буддистов. В детстве я познакомилась с ламаизмом тибетских буддистов. Я провела месяцы и годы среди ламаистских калмыков Астрахани и с их первосвященником», - писала она в своих воспоминаниях.

Мать Блаватской, Елена Андреевна Хан, писательница, прозванная «русской Жорж Санд» в своём творчестве затрагивала калмыцкую тему: в 1838 году в петербургском журнале «Библиотека для чтения» появилась повесть из калмыцкой жизни «Утбалла», получившая высокую оценку мирового критика В.Г.Белинского. То есть, выражаясь проще, Блаватская уже с детства была знакома с азиатами и о Востоке в его калмыцком варианте знала не понаслышке.

Елена Блаватская, родилась слабой и болезненной, но не по годам умной и развитой, она привлекала к себе много внимания своими паранормальными способностями. С самого раннего детства она видела всякие «картины», её мучили разного рода видения. По-калмыцки говоря: «Яман эргв». Однажды ее нашли в таком состоянии в одном из подземных коридоров, общающейся с каким-то призраком. Не могли помочь даже православные священники.

Тогда её дедушка А.М. Фадеев, который хорошо знал князя (нойона) Сербеджаба Тюменя, по его рекомендации показал маленькую Елену калмыцким ламам из Хошеутовского хурула. Как писала в «Разоблачённой Изиде» сама Блаватская: «Мы имели большие возможности хорошо ознакомиться с этим интересным народом Астраханских степей, в юности живя в их кибитках и пользуясь сердечным гостеприимством их князя Тюменя и княгини. В своих религиозных церемониях калмыки пользуются трубами, сделанными из бедренной и локтевых костей покойных правителей и верховных жрецов».

Это случилось в 1837 году и стало для Елены первым осмысленным соприкосновением с буддийским миром. Её поразило много нового и необычного в нём, чего она прежде никогда не видела. Вне всякого сомнения, непривычные образы этого мира запали ей в душу.

Ламы Хошеутовского хурула, осмотрев маленькую Лёлю, никакой патологии в ней не нашли. Но необходимые ритуалы всё же были сделаны, и были прочитаны для нее «ном» (учения; молитвы). Разумеется, родителям были даны рекомендации по воспитанию ребёнка. Буддийские ламы и их религиозные ритуалы настолько запали в душу маленькой Лёли, что, как признавалась она позже: «… до 9 лет единственными "нянями", которых я признавала, были артиллерийские солдаты и калмыцкие буддисты».

Далее она вспоминает: «У калмыков-буддистов астраханских степей существует обычай делать своих идолов из пепла их сожженных князей и жрецов. Пишущая эти строки имеет в своей коллекции несколько маленьких пирамид, сделанных из пепла выдающихся калмыков, подаренных ей самим князем Тюменем».Вероятно, это было сделано ради того, чтобы оградить маленькую девочку от «злых» духов.

В 1853-1855 года, Елена Блаватская уже в 22 летнем возрасте заново посетила Хошеутовский хурул. Как известно, в те годы настоятелем этого известного религиозного заведения был знаменитый Учитель гелюнг-астролог Зунгру-Араши, обладающий мистическим титулом «задычи». Эти люди были в силах созвать и разогнать дождевые тучи, произвести дождь и грозу, усмирять бунтующие стихии. Народ воздавал им особые почести, а тела их после смерти предавались сожжению, которого удостаиваются только владельцы и старшие гелюнги. Под руководством ламы Зунгру-Араши, опытного тантриста и адепта этого мистического направления Блаватская изучала Калачакру и другие не менее «крутые» учения.

Лама Зунгру по окончании курса обучения подарил Елене свой талисман, который, по мнению Учителя, должен был открыть ей «дорогу». Сама Блаватская по этому поводу писала: «Принадлежащий мне талисман — это обыкновенный агат. В Тибете и других местах его называют "А-ю" и ему присущи таинственные свойства. На нем выгравирован треугольник и в этом треугольнике мистические слова. Такие камни буддисты-ламаисты высоко ценят, ими украшен трон Будды. Далай-Лама носит такой камень на четвертом пальце. Их можно найти в Алтайских горах и вблизи реки Ярхун. Мой талисман принадлежал раньше очень уважаемому жрецу-калмыку и дан мне в дар».

Заслуги и мировое признание

Жизнь Елены Блаватской наполнена богатыми событиями, она путешествовала по всем миру. Она 7 лет прожила в Тибете, позже тибетские адепты позволили ей ознакомиться с секретными древнейшими текстами на сензарском языке. Тексты этих трактатов, переведённые на английский язык, воплотились в виде книги «Тайная доктрина», имеющей подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии». В основе такого тесного общения с тибетскими ламами, абсолютно нехарактерного для представителей европейской культуры было, скорее всего, именно ее воспитание калмыцкими ламами. Восток абсолютно органично вписывался в сознание одной из первых его исследователей эзотериков.

Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии, Франции и Индии. Поскольку она путешествовала по всему миру, ее круг общения был очень разносторонним и богатым, она побывала во многих странах мира.

В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида» 1877), где выступила с критикой науки и религии и заявила, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания. Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней.

В 1875 году в Нью-Йорке вместе с Г. С. Олкоттом и У. К. Джаджем основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:

- Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
- Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиями;
- Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

Президент Американского теософического общества Эмили Силлон и член Американского теософического общества Рене Вебер считают, что Блаватская называла расами не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души, эволюционируя посредством повторяющихся воплощений (инкарнаций). А эволюционная теория теософии предполагает развитие человечества до практически безграничного духовного раскрытия по примеру таких фигур как Будда, Христос, Моисей и Лао Цзы, которые являются идеалами человеческого устремления.

Некоторые исследователи оценивают теософию Блаватской как одно из крупных современных религиозно-философских направлений Запада, а жизнь и творчество Елены Петровны — как занимающие особое место в истории философии. Ее труды открыли новый эволюционный период философии, религии и науки, идеи ее стали идеологическими стандартами теософии, она оказала огромное влияние на известных в мире людей: поэта, писателя Льва Толстого и композитора Скрябина, Далай-Ламы XIV и так далее. Все работы Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях.

Её сочинения переведены на все европейские языки, и многие другие языки мира. О ней оставляли мнения величайшие люди, вот например цитата Махатмы Ганди: «Что бы критики ни говорили в адрес мадам Блаватской, или полковника Олкотта, или доктора Безант, их вклад в развитие гуманизма всегда будет оставаться крайне ценным».

Как писал русский философ Рерих: «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей».

Возможно встреча с калмыцкими ламами и посещение Хошеутовстокого хурула сопутствовали и предопределили судьбу Елены Блаватской, которая должными образом показала мир с другой точки зрения, раскрыла сущность многого, добилась признания величайших людей.

Автор: Арван Зюнгаров

Поиск по тегам

Тегов пока нет.
bottom of page